textinthepiter (textinthepiter) wrote,
textinthepiter
textinthepiter

Categories:

«Рожденным в СССР» — 35 лет

Вопрос о самом любимом на свете фильме многих вводит в ступор. Многих, но только не меня. Уже много лет преклоняюсь перед документалкой чудесного Сережи Мирошниченко и его «Рожденных в СССР».



К слову, в этом году героям 35 лет. Не знаете о чем я? Тогда быстрей читайте!
В далеком уже теперь 1990 году в тогда еще Советском Союзе состоялась премьера странной авторской работы режиссера Сергея Мирошниченко. «Рожденные в СССР. Семилетние» - буквально работа всей его жизни. В год развала Союза Мирошниченко набрал семилетних детишек, живущих в разных уголках страны, чтобы задать им одни и те же фундаментальные вопросы о том, что такое любовь, война, деньги, дружба, власть и тд.

Спустя еще семь лет Мирошниченко вновь встретился с ребятами и опять задал им аналогичные вопросы, а зрителю оставалось лишь наблюдать за изменениями.

В 2012-м по России прошла премьера фильма «Рожденные в СССР. 28 лет», а в 2020-м поклонникам стоит ждать выпуска новой части «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние».
Многие, в том числе и я, ждут работу с большим трепетом. Помимо этого состоят в различных сообществах, посвященных серии фильмов, общаются с героями документалки и всячески благодарят режиссера за эту потрясающую, действительно сложную работу.
Идея, правда, не принадлежала самому Сергею.

В 1964 году в Британии состоялась премьера картины The Up series, в которой 14 семилетних детей живущих в разных социально-экономических условиях, рассказывали о себе. Каждые семь лет режиссер Майкл Аптед возвращается к ним, чтобы показать, как изменились его герои, и страна вокруг них. В июне вышел предпоследний выпуск проекта — сейчас героям 63 года.

Казалось бы, откуда такой интерес? Как говорил классик: в мире нет ничего интереснее жизни человека. И это правда.

Чужой опыт всегда манит, наверное, именно поэтому у нас такой спрос на мемуары, биографии и интервью. Всегда хочется проследить за становлением или падением той или иной личности, сопоставив ее жизнь со своей собственной.

В 1989 году Аптед решил запустить аналогичные советский и американский проекты. Режиссером советского цикла был выбран Сергей Мирошниченко, к началу съемок уже получивший премию «Ника» за фильм «А прошлое кажется сном…». По словам Мирошниченко, среди претендентов были также Александр Роднянский и Виталий Манский. «Это были топовые на тот момент молодые документалисты. Но выбрали меня. Судьба на самом деле»,— рассказывает Мирошниченко. Приступив к работе, он и сам до конца не понимал, как проект отразится на его жизни.

Мирошниченко говорил, что поначалу ему было просто интересно.

КАК ИСКАЛИ ДЕТЕЙ?

По словам режиссера, они реально наметили основные области на карте большой страны, затем отобрали 1000 малышей из Азии, Прибалтики, Кавказа и России, после постепенно уменьшали количество предполагаемых участников.









20 ребят, одна большая и красивая страна, со своими сложностями, порядками, своим строем в каждом районе, то такая живая, удивительная и совершенно ни на что не похожая.
Мы все с вами знаем масштабы нашей необбъятной, но не ощущам их. Большинство из нас никогда не были и, возможно, никогда не побывают на Камчатке, в Магадане, во Владивостоке, на Алтае или в Салехарде, то есть уголках, настолько отдаленных от родных мест, что путешствие туда становится слишком сложным.
А в фильме мы видим, что в редней части России живут такие же люди со своими проблемами, каждый из них верит в лучшее, горит жизнью, хочет урвать себе кусок счастья, поймать эту птицу удачи прямо за хвост. И ловит.

В выборе автор фильма опирался исключительно на свой опыт, иногда подходил к ситуации с юмором.

Один из моих любимых героев – простой мальчишка Саша из из деревни Диево-Городище рассказывал:

«Пришел большой дядя Сергей Мирошниченко, посмотрел на наш первый класс, выбрал двух самых красивых раздолбаев — меня и моего одноклассника Миху и говорит: "Скажу волшебное слово, и кто громче засмеется, того и возьмем". А сказал он слово "жопа", я заржал как конь, и вот результат».

На каждого из 20-ти ребят группа потратила невероятсное количество съемочных часов, чтобы после соединить их в едином, логичном фильме.

В 90-х о нем никто не знал. Показ тогда состоялся всего единожды в три часа ночи в зале замшелого московского кинотеатра.
Время было такое.
В Америке картина вызвала колоссальный отклик. По словам Сергея Мирошниченко, в Granada Television его «ненавидели», потому что каждую неделю на его имя приходили десятки мешков с письмами: «Это был колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране».

В фильме две девочки из Петербурга разглядывают заграничный журнал с разными картинками. на которых расположено большое количество разной еды: "У нас такое никогда не будет продаваться",  - говорит одна из них, а спустя семь лет показывают, как ее подружка ходит по супермаркету со скучающим выражением лица и больше не радуется, и не удивляется.
Жизнь идет, мир меняется, жизнь кипит, бурлит и просит добавки.

БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ

На данный момент Сергей Борется за права фильма на российской стороне, с этим, как оказалось, есть проблемы, а заодно готовит себе приемника, который станет снимать картину после его смерти.
Претендента он все еще не нашел.

По документам съемки должны проходить до тех пор, пока героям не стукнет 70.

Есть в фильме одна грустная линия: мальчик по имени Андрюша – житель иркутского детского дома, который не оставил равнодушным ни одного зрителя.
Там все достаточно грустно, спойлерить не буду, но скажу, что сам Мирошниченко настолько проникся этой историей, что хотел усыновить Андрея, но по закону для этого он должен был бы переехать их Москвы в Иркутск, чего сделать он, конечно, не мог.

Сейчас режиссер уверен, что если бы все-таки сделал это, то жизнь у Андрей сложилась бы иначе.

Есть в фильме олин момент, во время которого, как многим кажется, режиссер выссказал свое мнение на счет усыновления русского мальчика американской семьей, которая, в последствие, от него откажется.
На фоне неба американский флаг, а тучки выложены в форме слова: ЗЛО. Многие считают, что Мирош сделал это специально, таким образом обозначив свое негодование.
почему первая семья отказалась от приемного 14-летнего мальчика, за цсыновление которого они так долго боролись - загадка. Но это факт.
В 21 Андрей выглядит позитивным, живет в своем доме с собакой, но без семьи, отдельно от вторых приемных родителей, но от участия в четвертом фильме откажется...

На данный момент о его судьбе ничего неизвестно. Он совершенно не выходит на связь и не сидит в соцсетях.

Увидим ли мы его в следующей серии? Остается только надеяться.

«Каждый человек долго решает, остаться или приостановить участие. Они живые люди, в промежутках я их не трогаю, и журналистам не даю их адреса», - отмечает режиссер.

Россия, по мнению Мирошниченко, снова, как и в момент съемок первого фильма, стоит на пороге перемен: «Эта эпоха следующие семь лет будет завершаться. Важно, как это произойдет — естественно и безболезненно для огромной страны или нет. И потом, не надо забывать, что в 35 ты уже имеешь право быть президентом»,— смеется он, намекая на своих героев.
В общем, ждем

Tags: документалистика, кино, общество, рожденные в ссср
Subscribe
Buy for 1 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments