Природа, наука и искусство – три кита, на которых, по идее, действительно держится наша жизнь. Есть люди, которые открывают мир, безвозмездно помогают всем на свете, им живется намного труднее, потому что они обязаны быть лучше.
Помню, как в прошлом году совершенно случайно прочитала новость о сгоревшей постройке начала 19-го века в одном небольшом городе. Красивое деревянное зодчество угрохали совершенно бездумно.
очень больно, когда «горе-работники» уничтожают старинную лепнину, заменяют винтажный витраж на бездушный пластик и не ценят историю.
Еще больнее, когда жажда наживы убивает не только искусство, но и науку. В самом широком смысле этого слова.
Стычки застройщиков и активистов, увы, не редкость и Петербург не стал исключением.
Одним из самых, на мой взгляд, нашумевших стал вопрос о судьбе Пулковской обсерватории, которая долгое время находилась под угрозой уничтожения.
ТАК И ОСТАВИМ?
Пулковская обсерватория расположена в Петербурге неподалеку от Пулковского шоссе. Долгое время инвесторам не давала покоя «простаивающая» земля, которая может принести им большую прибыль. Без этой территории от научного центра останется только здание, поскольку высотки помешают исследованиям, сделав их невозможными.
Территория в радиусе трех километров от обсерватории является охранной зоной, которая обеспечивает сотрудникам благоприятные условия для наблюдения за звездным небом.
Разумеется нужна не только свободная территория, но и, скажем, минимальная освещенность, которая при строительстве очередного «муравейника» была бы нарушена.
На данный момент застройщик уже поставил рядом с обсерваторией три крана, тем самым обозначив свою решительную позицию.
КТО ПРОДАЛСЯ?
Сотрудники, бьющие тревогу, обвинили во всем нового директора обсерватории, который дал добро. Ранее предыдущий руководитель и Учёный совет научного центра дважды отказывали в согласовании проектов застройки.
Члены Ученого совета узнали об этом лишь тогда, когда начался старт продаж. Накануне проводилось заседание совета, на котором директор умолчал о своем согласовании. То есть совершенно ничего не сообщил сотрудникам, мол, сюрприз будет.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Первый вопрос, который приходит в голову не таким эмоционалам как я, а нормальным ребятам, умеющим рассуждать логично: «А надо ли спасать?».
Научные исследования сотрудники действительно проводят на довольно старом оборудовании, однако это не отменяет того факта, что наблюдающая обсерватория занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах как по количеству, так и по качеству своих наблюдений. В Пулковской обсерватории ведутся накопления длинных (десятки лет) рядов наблюдений далеких и медленных космических объектов.
Продолжительные наблюдения из одного и того же места, одних и тех же объектов тем ценнее, чем они дольше, а 26-дюймовый рефрактор обсерватории (в России таких больше нет) позволяет эти наблюдения поддерживать.
ПРАВА ИМЕЮТСЯ?
Судя по количеству нарушенных распоряжений и законов – имеются еще как.
Во-первых, объект является частью культурного наследия ЮНЕСКО. Во-вторых, стройка запрещена согласно Распоряжению СССР № 4003 от марта 1945 года (еще до Победы!), которое сейчас имеет юридический статус Распоряжения правительства РФ. В защиту ЗПЗ также говорят современные законы Санкт-Петербурга, в том числе Правила застройки и землепользования от 2016 года.
ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
Дело тянулось словно резиновая курица.
Активисты делали все возможное, чтобы предотвратить уничтожение своего дома.
Были суды. Были разбирательства. Застройщик выиграл их все и с полным правом (и довольным лицом) мог застроить все вокруг, однако активисты пошли дальше: накатали петицию, несколько писем вышестоящим структурам, президенту, депутатам, правительству города и не писали разве что Папе Римскому.
10 марта в правительстве подтвердили принятое решение о сокращении проекта.
Стройка все равно случится, но сократится до одного квартала, а не до нового мини-города, как планировалось ранее.
Согласно новому постановлению Российской Академии наук, обсерватория в ближайшие пять лет будет переведена на другие площадки, где их не смогут задолбать со своим бесконечным строительством. Да кто вообще покупает миллион этих квартир?
Несмотря на, казалось бы, счастливый конец этой почти бесконечной истории, 31 марта в Петербурге проведут очередной митинг, чтобы, так сказать, окончательно закрепить принятое решение и видимо напомнить о том, что даже большое деньги не смогут забрать культурное наследие ЮНЕСКО, как бы сильно они того не возжелали.
Дело, конечно, не в этом, а в потреблении, в котором мы все увязли словно в болоте. И всем енам вечно мало. Хочется больше. Больше денег, больше шмоток, больше домов, больше машин и меньше проблем, однако, как показывает практика, с накоплениями они только увеличиваются...
Будьте людьми, друзья. Ищите в себе лучшее и помните, что в мире есть миллион важных, волшебных вещей и жажда наживы к ним не относится.
Верю в каждого из вас.
Journal information